Блог-тема "День, полный событий"
Урок №4 "Танцы, танцы, танцы…"


     Тип урока: изучение нового материала.

     Вид урока: урок-знакомство.

     Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

     Задачи:

      - продолжить знакомство с музыкальными жанрами, расширить представление о музыкальном жанре - танец;

      - воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству;

      - развивать чувство ритма.

     Музыкальный материал:

      - М.И. Глинка. "Полька";

      - П.И. Чайковский. "Вальс цветов";

      - "Камаринская".

Ход урока

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Работа по теме урока

- Сегодня нам предстоит знакомство с новым музыкальным жанром, который называется танец.
Теперь давайте договоримся, как вы будете узнавать, что звучащая музыка - танец. Вспомните, как вы определяли, что звучащая музыка - марш?

- (Под такую музыку можно маршировать, шагать).

- А как, по-вашему, можно определить, что вы слышите танец?

- (Под такую музыку можно танцевать).

- Верно. Вот пример музыки-танца, послушайте его.

Прослушивание и дальнейший разбор "Польки" М.И.Глинки.

(слайд 1)

- Что это за музыкальный жанр?

- (Танец).

- Какой была музыка по характеру?

- (Быстрой, легкой, праздничной, скачущей).

- Вы верно подметили, что эта музыка была скачущей. Потому что ее название - "Полька". Полька - танец необычный, когда ее танцуют, то подпрыгивают. Это танец с прыжками. Этот танец пришел к нам из страны под названием Чехия. Но русский композитор Михаил Иванович Глинка написал свою польку, которую вы только что услышали. У нее замечательная мелодия, потому что композитор с такой фамилией - Глинка - умел сочинять совершенно удивительной красоты мелодии. Посмотрите, вот его портрет (демонстрирует портрет М.И.Глинки).

С музыкой этого композитора вы еще неоднократно встретитесь. А пока еще раз послушайте "польку" и тихонько прохлопайте ладонями ритм музыки.

Идет повторное слушание с дублированием ритмического рисунка.

(слайд 2)

- Вы уже знаете, как много в мире написано маршевой музыки. Вспомните, какие марши вы знаете, какие у них характеры.

- (Ответы учащихся).

- Точно так же в мире существует и много разных танцев. И еще с одним танцем вы сейчас встретитесь. Этот танец называется - вальс. Вы слышали такое название? Конечно, слышали. Ведь вальс - один из самых известных, популярных танцев во всем мире.

(слайд 3)

- Сейчас мы вновь обратимся к произведению композитора, чью фамилию вы уже знаете, - к музыке Петра Ильича Чайковского. У него есть балет, который называется "Спящая красавица", написанный по сюжету известной сказки. И вот в этот балет Петр Ильич ввел красивый танец, который принято называть "Вальс цветов". Это удивительная по красоте музыка, которую исполняют с цветочными гирляндами в руках.

(слайд 4)

Прослушивание вальса и последующий разбор.

- Кто исполнял этот вальс? Какой был характер музыки?

- (Плавный, волшебный, мелодичный).

- Я вижу, "Вальс цветов" вам понравился. Поэтому пусть он прозвучит еще раз. И давайте представим себе, будто мы исполняем его, танцуя. Для этого не обязательно вставать со своих мест, пусть потанцуют ваши руки.

(слайд 5)

(Идет повторное слушание вальса с танцевальными движениями руками. Руки плавно поднимаются и опускаются, вместе и поочередно, дети выполняют наклоны в стороны.)

- Последний танец, с которым вы встретитесь на сегодняшнем уроке - русская народная пляска. Вы уже встречались с танцем, который является русским народным?
Кто напомнит, что это был за танец, под какую песню вы его исполняли?

- (Хоровод под пение песни "Во поле береза стояла").

- Каким был характер танца в хороводе?

- (Плавный, неторопливый).

- А у сегодняшнего танца характер другой - быстрый, зажигательный, резвый. Причем этот танец исполняется с ускорением. Его начало - медленное, словно человек начинает танцевать неохотно, а потом расходится и пляшет с удовольствием. Запомните название танца - "Камаринская".

(слайд 5)

- Чтобы подчеркнуть, что эта пляска - русская народная, давайте поможем себе, выполняя народные движения. Сожмите пальцы в кулаки, уприте их в бока. И при исполнении пляски надо выставлять поочередно вперед то правое, то левое плечо. Поднимитесь, встаньте прямо, приготовьтесь к пляске, руки поставьте на пояс.

Исполняется танец "Камаринская" со словами и плясовыми движениями.

(слайд 5)

3. Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке вы исполняли и слушали разные танцы. Какие это были танцы?

(Ответы детей)

- Кто автор каждого из танцев?

(Ответы)

- Чем эти танцы отличаются друг от друга?

(Ответы)

- Танец открывает двери в любую музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой симфонии, балета. И закончить этот урок хочу следующими словами:

О танец! Ты - великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Учащиеся выходят из класса под музыку "Польки" М.И.Глинки.

Хостинг от uCoz