Блог-тема "День, полный событий"
Урок №3. Эти разные марши…


     Тип урока: изучение нового материала.

     Вид урока: урок-путешествие.

     Цель урока: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через учебную деятельность.

     Задачи:

      - продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку);

      - повышать исполнительскую и слушательскую культуру;

      - развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Ход урока

Дети входят в класс под звучание "Встречного марша".

1.Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2.Основная часть

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром - марш. Что такое марш?

- Когда ритмично считают.

- Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Сейчас я предлагаю вам встать. Перед вами изображение ритма.

(На доске карточки с изображением различных ритмов)

Давайте прохлопаем ритм. Там, где стоит акцент (>), мы будем делать звук сильнее.

- Исполнение ритма тихо - громко

- Исполнение ритма с сильными долями с бубном и треугольником.

- Учитель исполняет ритм палочкой, а дети хлопают только тогда, когда звучит сильная доля.

Мы познакомились с ритмом, что такое ритм? (Чередование сильных и слабых долей). В марше это четко заметно. Послушайте.

Учитель играет марш "Веселые ребята" Дунаевского.

- Где была сильная доля? (На "раз". Можно еще приговаривать "левой"). Сильная доля называется "ударная". Марш всегда исполняется под счет: "раз-два", причем "раз" - ударная доля, а "два" - тихая. Ритм марша всегда очень четкий.

На свете существует много разных маршей - громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.

Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.

(слайд 1)

(Звучит "Встречный марш".)

- Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка. Ребята, что можно делать под эту музыку?

- Под эту музыку можно маршировать.

- Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное королевство Маршей.

(слайд 2)

- Посмотрите, Фея уже вышла нас встречать.

(слайд 3)

- Во время церемонии и приема гостей исполняется марш, который называется "Встречный". Он открыл наше путешествие.

- Перед дворцом - большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты.

(слайд 4)

- Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать в круг и промаршировать под звуки этого марша.

- (Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель.)

- Ребята, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?

- Мужество, героизм, любовь к Родине. (Учитель дополняет ответы детей.)

- Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье -
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

- Это марш спортивный.

- Верно.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша.

(слайд 5)

- Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу! (Звучит "Футбольный марш".) Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

- Ну а теперь пройдем с вами и с нашей феей во дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети.

(слайд 6)

- Каким же должен быть детский марш?

- Легким, звонким, веселым.

- Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.

(слайд 7)

(Звучит "Марш деревянных солдатиков".)

- Мы уже слышали с вами этот марш. Какой композитор написал его?

- П.И.Чайковский. Это марш из "Детского альбома".

- Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь споем "Марш деревянных солдатиков" со словами. Послушайте, какие стихи подходят по смыслу к "Маршу деревянных солдатиков"

Раз-два! Аты-баты! Весело солдаты
Сабли деревянные несут.
Пусть живут в коробке, но они не робки,
Службу честно здесь они несут!

- (Дети исполняют песню, одна группа аккомпанирует себе на детских музыкальных и шумовых инструментах сидя, а другая марширует на месте).

- А теперь поиграем в композиторов. Сейчас я вам сыграю один марш.

Исполняется детский марш.

- Какой он?

- (Детский, бодрый, веселый).

- Давайте из этого марша сделаем военный. Как это сделать?

- (Шаг больше, громче, музыка грубее).

Учитель исполняет марш в низком регистре.

- Получился?

- (Да).

- Теперь из военного марша сделаем игрушечный. Какой он будет?

- (Музыка легкая, быстрее, шаг меньше, играть в высоком регистре).

- Маршируем на ладошке.

Учитель исполняет.

- А музыка осталась та же?

- (Да).

- Но характер у нее поменялся. Вы сами нашли признаки, по которым один и тот же марш отличается, и был то военный, то детский, то игрушечный.

А утром у Феи один из чудесных дней ее жизни. У нее состоится торжественной бракосочетание с прекрасным принцем. И марш, под который они войдут во дворец, будет называться "Свадебным".

И вот настал счастливый день,
Здесь марш торжественно играет.
Сегодня ни печаль, ни тень
Счастливых лиц не омрачает.
В душе сей марш рождает радость,
Одобрил он любовь и младость,
И чувства нежные сердец -
Соединенье двух колец.

(слайд 8)

(Звучит "Свадебный марш".)

- Ребята, какое настроение создает здесь музыка?

- радостное, праздничное, веселое. (Учитель дополняет ответы детей).

Итог урока:

- Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное королевство Феи Марша. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Дети встают и под звуки марша, который звучал в начале урока выходят из класса.

Хостинг от uCoz