Блог-тема "День, полный событий"
|
- Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри. Послушайте теперь "Утро", которое написал С.С.Прокофьев в своем сочинении он использовал только звуки фортепиано. Похоже ли утро С.С.Прокофьева на ваше утро? Звучит "Утро" С.С.Прокофьева Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно, чтобы они строили свои суждения доказательно, опираясь на звучание музыки. - Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятнее и ближе. Сейчас мы еще раз будем слушать "Утро" С.С.Прокофьева, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения (прием "слушание рукой" или "визуализации" мелодии). Дети "рисуют" рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкальной ткани. Высказались о том, что трудно было идти за мелодией. - Что показывала наша рука? Мы услышали ярко выраженный голос земли и голос неба, и мелодию постепенно поднимающегося солнца (напоминает звучание), т.е. музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот увидел утро С.С.Прокофьев, сразу объемно, в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно. В музыке, пространство, в которое "вписываются" все звуки называют регистр. Если это низкие звуки - его называют низкий регистр, высокие - высокий, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит автор хочет показать большое, широкое пространство, как, например, у С.С.Прокофьева. тот регистр звучит ярче, чей образ выходит на первый план: земли или неба. Сейчас мы попробуем, слушая голос земли, неба, солнца, изобразить в нашей тетради это пространство. Дети работают в тетради. Прием "слушание" рукой линией проследить за изменением регистров. Примерный вариант записи:
|
Можно в этот рисунок добавить мелодию солнца (цветные лучи). Дети учатся видеть фактуру музыкальной ткани. - Вот у нас получился музыкальный портрет утра созданный С.С.Прокофьевым. А сейчас я предлагаю создать музыкальный портрет Вечера, который также написал С.С.Прокофьев. Изменится или нет рисунок регистра? Звучит "Вечер" С.С.Прокофьева (Слушают "Вечер", и высказываются об услышанном) Музыка начинается со среднего регистра, поднимается в высокий и только в середине появляется голос земли. В среднем регистре ясно слышится мелодия, которую можно пропеть, она напоминает колыбельную, а низкий регистр помогает ей. Там звучит убаюкивающая интонация. Голос земли отдаляется от голоса неба. Земля засыпает (один и тот же звук повторяется), ее голос становится спокойнее и тише. - Предлагаю изобразить мелодию, напомнившую нам колыбельную, пожалуйста, пойте ее. Вариант записи мелодии "Вечер" С.С.Прокофьева:
|
Итог урока: - Музыка не может быть одинаковой, потому что она каждый раз рассказывает о разном. О разном времени суток, о разных явлениях, о разном настроении. Очень давно, во 2 веке до н.э. говорили: "Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца… Нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку". А я дополню, необходимо найти нужные слова, чтобы говорить о музыке. Какие слова музыкальной речи помогли нам сегодня общаться с музыкой С.С.Прокофьева? Что они помогают рассказать о музыке? (Мелодия, регистр). Домашнее задание: нарисовать красками картины "Утро" и "Вечер" С.С.Прокофьева. |