Блог-тема "День, полный событий"
Урок №2 "Природа и музыка"


     Тип урока: изучение нового материала.

     Вид урока: урок-прогулка.

     Цель урока: научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани.

Ход урока

1.Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2.Основная часть

- (Свободная беседа): С чего начинается день? День каждого человека? В чем особенность этого времени суток?

- (Данный ответ, как и все последующие, предположительны, они являются для учителя ориентиром его действий). С утра. Все просыпаются, идут…

- Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе, как ведут себя деревья, солнце, трава? Предлагаю, мысленно вернуться назад в утро. Расскажите о том, что удалось вам увидеть сегодня, пока вы шли в школу. Нарисуем словами картину под названием "Природа утром".

- Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку… (выделяют внешние признаки утра).

- Картину "Природа утром" вы нарисовали словами. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать с их помощью ту же самую картину. Изобразите звуками наше утро. В это нам помогут: фортепиано, треугольник, колокольчики, "музыкальные листочки", маракасы. Найдем голос неба, земли, солнца, пения птиц, деревьев, цветов, осенних травинок, которые хотят погреться под последними теплыми лучами солнышка…

(каждому конкретному образу природы выбирается голос музыкального инструмента)

Земля и небо - фортепиано;
Солнце - треугольник;
Деревья, травинки - "музыкальные листочки";
Ветер - маракасы;
Птицы - колокольчики.

(Дети включаются в поиск звуков природы на музыкальных инструментах. Ищут "звуковые пятна", определяют "голос" земли в низком регистре, а "голос" неба в высоком и т.д.)

- Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри. Послушайте теперь "Утро", которое написал С.С.Прокофьев в своем сочинении он использовал только звуки фортепиано. Похоже ли утро С.С.Прокофьева на ваше утро?

Звучит "Утро" С.С.Прокофьева

Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно, чтобы они строили свои суждения доказательно, опираясь на звучание музыки.

- Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятнее и ближе. Сейчас мы еще раз будем слушать "Утро" С.С.Прокофьева, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения (прием "слушание рукой" или "визуализации" мелодии).

Дети "рисуют" рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкальной ткани. Высказались о том, что трудно было идти за мелодией.

- Что показывала наша рука? Мы услышали ярко выраженный голос земли и голос неба, и мелодию постепенно поднимающегося солнца (напоминает звучание), т.е. музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот увидел утро С.С.Прокофьев, сразу объемно, в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно. В музыке, пространство, в которое "вписываются" все звуки называют регистр. Если это низкие звуки - его называют низкий регистр, высокие - высокий, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит автор хочет показать большое, широкое пространство, как, например, у С.С.Прокофьева. тот регистр звучит ярче, чей образ выходит на первый план: земли или неба. Сейчас мы попробуем, слушая голос земли, неба, солнца, изобразить в нашей тетради это пространство.

Дети работают в тетради. Прием "слушание" рукой линией проследить за изменением регистров. Примерный вариант записи:

Можно в этот рисунок добавить мелодию солнца (цветные лучи). Дети учатся видеть фактуру музыкальной ткани.

- Вот у нас получился музыкальный портрет утра созданный С.С.Прокофьевым. А сейчас я предлагаю создать музыкальный портрет Вечера, который также написал С.С.Прокофьев. Изменится или нет рисунок регистра?

Звучит "Вечер" С.С.Прокофьева

(Слушают "Вечер", и высказываются об услышанном) Музыка начинается со среднего регистра, поднимается в высокий и только в середине появляется голос земли. В среднем регистре ясно слышится мелодия, которую можно пропеть, она напоминает колыбельную, а низкий регистр помогает ей. Там звучит убаюкивающая интонация. Голос земли отдаляется от голоса неба. Земля засыпает (один и тот же звук повторяется), ее голос становится спокойнее и тише.

- Предлагаю изобразить мелодию, напомнившую нам колыбельную, пожалуйста, пойте ее. Вариант записи мелодии "Вечер" С.С.Прокофьева:

Итог урока:

- Музыка не может быть одинаковой, потому что она каждый раз рассказывает о разном. О разном времени суток, о разных явлениях, о разном настроении. Очень давно, во 2 веке до н.э. говорили: "Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца… Нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку". А я дополню, необходимо найти нужные слова, чтобы говорить о музыке. Какие слова музыкальной речи помогли нам сегодня общаться с музыкой С.С.Прокофьева? Что они помогают рассказать о музыке?

(Мелодия, регистр).

Домашнее задание:  нарисовать красками картины "Утро" и "Вечер" С.С.Прокофьева.

Хостинг от uCoz