- Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку…
(выделяют внешние признаки утра).
- Картину "Природа утром" вы нарисовали словами. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать с их помощью
ту же самую картину. Изобразите звуками наше утро. В это нам помогут: фортепиано, треугольник, колокольчики,
"музыкальные листочки", маракасы. Найдем голос неба, земли, солнца, пения птиц, деревьев, цветов, осенних
травинок, которые хотят погреться под последними теплыми лучами солнышка…
(каждому конкретному образу природы выбирается голос музыкального инструмента)
Земля и небо - фортепиано;
Солнце - треугольник;
Деревья, травинки - "музыкальные листочки";
Ветер - маракасы;
Птицы - колокольчики.
(Дети включаются в поиск звуков природы на музыкальных инструментах. Ищут "звуковые пятна",
определяют "голос" земли в низком регистре, а "голос" неба в высоком и т.д.)
- Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить словесную картину. Мы не только смогли ее представить,
но и почувствовать, увидеть изнутри. Послушайте теперь "Утро", которое написал С.С.Прокофьев в своем сочинении
он использовал только звуки фортепиано. Похоже ли утро С.С.Прокофьева на ваше утро?
Звучит "Утро" С.С.Прокофьева
Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно, чтобы они строили свои суждения
доказательно, опираясь на звучание музыки.
- Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке,
есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке
ее же языком, то она нам станет понятнее и ближе. Сейчас мы еще раз будем слушать "Утро" С.С.Прокофьева,
я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения
(прием "слушание рукой" или "визуализации" мелодии).
Дети "рисуют" рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность
музыкальной ткани. Высказались о том, что трудно было идти за мелодией.
- Что показывала наша рука? Мы услышали ярко выраженный голос земли и голос неба, и мелодию
постепенно поднимающегося солнца (напоминает звучание), т.е. музыка нам сразу открыла огромное
пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот увидел утро С.С.Прокофьев, сразу объемно,
в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно. В музыке, пространство, в которое
"вписываются" все звуки называют регистр. Если это низкие звуки - его называют низкий регистр,
высокие - высокий, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные
звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит автор хочет
показать большое, широкое пространство, как, например, у С.С.Прокофьева. тот регистр звучит ярче,
чей образ выходит на первый план: земли или неба. Сейчас мы попробуем, слушая голос земли, неба,
солнца, изобразить в нашей тетради это пространство.
Дети работают в тетради. Прием "слушание" рукой линией проследить за изменением регистров.
Примерный вариант записи: