Блог-тема "День, полный событий"
Урок №1 "Мир ребёнка в музыкальных образах"


     Тип урока: изучение нового материала.

     Вид урока: урок-путешествие.

     Цель урока: Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского "Детский альбом".

     Задачи:

      - познакомить с историей создания "Детского альбома";

      - прослушать ряд пьес из "Детского альбома";

      - учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

      - развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

      - прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

     Используемая литература:

Ход урока

1.Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2.Основная часть

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.

(слайд 1)

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

(слайд 2)

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

(слайд 3)

"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".

Открываем альбом. На первом листе написано: "Зимнее утро". Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в "Зимнем утре" он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу "Зимнее утро". Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?

(слайд 4 , пустой)

Звучит пьеса "Зимнее утро".

- Что вы представили, слушая музыку?

- А теперь посмотрите на экран, вот что увидела в этой музыке художник Вера Павлова.

(слайд 5)

Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры - девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы".

(слайд 6)

Звучит пьеса "Болезнь куклы".

- Что композитор хотел выразить этой музыкой?

- Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.

А мальчики любят играть в солдатиков.

(слайд 7)

Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

Сейчас мы этот марш попробуем сыграть оркестром.

Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" оркестром шумовых инструментов.

Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?

(слайд 8, пустой)

Звучит пьеса "Мама".

- Какие интонации слышатся в музыке?

- (Нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то).

(слайд 9)

- Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил чудесные глаза своей мамы, её плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, который проникал в душу.

Есть в "Детском альбоме" пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название пьесе, которая прозвучит.

(слайд 10, пустой)

Звучит "Баба Яга".

Какие интонации передаёт эта музыка? - картина сказочного полёта.

(слайд 11) (Коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)

Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?

(слайд 12)

(слайд 13, пустой)

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

"Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка".

(слайд 14)

Звучит "Старинная французская песенка".

"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

(слайд 15)

Звучит "Неаполитанская песенка".

- Давайте вспомним, какие пьесы из "Детского альбома" мы с вами уже послушали.

- (Дети называют названия пьес, на экране всплывают названия прозвучавших пьес).

(слайд 16)

- Посмотрите, о ком рассказали вам эти пьесы?

- (О детях, о том, что они играют, слушают сказки. Об их жизни.)

- То есть о том, как проходит день маленького ребенка. Но П.И.Чайковсикй жил в XIX веке, а в то время почти все люди были верующими, верили в Бога.

(слайд 17)

- Сам П.И.Чайковский был очень верующим человеком. Как выдумаете, с чего начинается день верующего человека?

- (С молитвы).

- А с чего начинается "Детский альбом" Чайковского?

Звучит "Утренняя молитва".

- Что вы услышали?

- (Молитву).

- Где и кто читает эту молитву?

- (Её читает один ребенок, дома, сразу после сна).

- А эта?

Звучит "В церкви".

- (Эту молитву читают много человек).

- Дома или в церкви?

- (В церкви).

Открываю перед ребятами ноты.

- Смотрите. С чего начинается "Детский альбом" и чем заканчивается.
Так начинался и заканчивался день маленького ребенка - такого, каким был в детстве П.И.Чайковский. Так о чем же рассказала музыка "Детского альбома"?

- (О жизни ребенка с утра до вечера).

- Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.

(слайд 18)

Итог урока:

- Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?

- Кому посвятил Пётр Ильич "Детский альбом"?

- Сколько пьес входит в "Детский альбом"?

- Какая пьеса, из услышанных на уроке, больше всего понравилась?

Домашнее задание:  нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

Хостинг от uCoz