… Медленно тянется, но быстро проходит. Объективно середина жизни — это лет
тридцать пять. Но мы-то свою жизнь воспринимаем субъективно. Все главные
события в жизни обычно происходят до тридцати. И воспринимаем, переживаем мы
все в молодости сильнее, полнее, богаче. День юноши и день старца отнюдь не
равновелики в восприятии, даже если были с объективной точки зрения равно
насыщены событиями. После тридцати годы летят, и чем
дальше — тем быстрее и незаметнее. В двадцать лет — год огромен, в шестьдесят —
вроде как всего несколько месяцев двадцатилетнего. Год двадцатилетнего
— одна двадцатая жизни. Год семидесятилетнего — одна
семидесятая. И середина жизни по своему
«внутреннему самоизмерению» приходится лет так на
двадцать пять. Невредно понимать и помнить, что в двадцать пять — полжизни
прожито. Понятно, что
смена образа жизни, смена стереотипа, обстановки, занятия, места, окружения —
делают жизнь больше, субъективно длиннее. Избранники богов умирают рано. Мало
кто из великих, даже не нарвавшись на нож или пулю, не глуша себя стимуляторами,
дотянул до шестидесяти. Слишком большие напряжения. В интенсивности выработали
себя. Но и сама смена стереотипа изнашивает
организм и сокращает срок жизни. Любые изменения внутренних режимов организма
— это переналадка за счет невозобновимого ресурса.
Освежение остроты ощущений — перерасход нервной энергии. Богатая жизнь и длинная жизнь — вещи
разные, и по самой природе своей человек выбирает первое. Детство Человек обычно помнит себя более или
менее связно лет с пяти. А вообще он помнит себя паршиво: меняясь со временем,
погружен в настоящее. Даже талантливые педагоги, декларируя,
что дети — такие же люди, как взрослые, и строя отношения на принципах равенства
и уважения, все же относятся к этим истинам умозрительно. Влезть в шкуру
другого, ощутить мир его глазами — вообще трудно. А ребенок имеет весь комплекс мироотношения такой же, как взрослый. И ценности у него те
же. Просто вывески на них другие. В первые же годы сознательной жизни
(четыре-восемь лет) ребенок переживает весь круг человеческих проблем. Познавая мир в вопросах «как?» и
«почему?», он задумывается над устройством мироздания и ежится от крошечности
своего места и роли в нем. И начинает, «играя», обсуждать с другом-сверстником
проблему типа: «А может, все мы просто живем у великана в банке». Он холодеет в ужасе от непостижимой
пустоты неизбежной смерти. Этого взрослые, как правило, не знают
(не помнят). Он сексуально тяготеет к
противоположному полу. Взрослые это обычно глупо и лицемерно называют
«испорченностью» и «нездоровым любопытством». Во-первых, любопытство не бывает
нездоровым, это тяга к познанию, знать — в природе человека. Во-вторых, что
естественно, то не испорчено, а познание естественно и в мотивации не
нуждается — оно есть аспект инстинкта жизни человека как такового. В-третьих,
объективно существует детская эрекция: влечение приходит раньше половой
зрелости (чувство, преобладание чувства заложено в человеке! размножаемся мы
ведь не из чувства долга или во исполнение разумного плана, а повинуясь
ощущениям!). Ребенок самоутверждается
среди сверстников как личными качествами (сильный, храбрый), так и социальным
статусом (интересные игрушки, хорошо — в соответствии с представлениями
окружения — одет, привозят на дорогой машине), и принадлежностью к клану
(семье) — (мы богаче, мой папа самый сильный, мой старший друг изобьет всю твою
компанию). Когда ребенок скандалит и капризничает
в семье — он тоже самоутверждается. Он зависим от
старших во всем — но не может же он никак не заявлять значимости своего я! с
ним тоже должны считаться! Можно, конечно, придавить, — и
вырастет с поломанным характером и безынициативный.
Можно, в соответствии с нынешним американизмом, дать независимость по Споку, одновременно оградив от него собственную
независимость, и вырастет внутренне одинокий человек, а по душам он станет потом разговаривать за деньги с психоаналитиком. Главное что. «Капризы» ребенка — это
обычно сильные, страстные желания взрослого человека, просто направлены они на
вещи, которые взрослому (в силу ограниченности или эгоизма взрослого)
представляются незначительными. Но других- то вещей у ребенка нет! А все
чувства и потребности внутренние есть! Так какая разница, в чем причина горя —
суп жидок или жемчуг мелок. Заставить рыдающую девочку одеться на
день рождения к подруге не так, как она хочет, а так, как считает лучше мать
(часто из самолюбия перед знакомыми) — все равно что
эту мать отправить на пляж в вечернем платье или в театр в рабочем
комбинезоне, короче, насильно одеть так, что ей будет казаться, что она
выглядит нелепо, в нелюбимые и не идущие ей вещи, и все смотрят на нее как на идиотку. Существует блюдо, от которого вас
тошнит? Ешьте до конца, улыбайтесь и благодарите. Причем не в гостях, а в
собственном доме. А сблюете
— накажут. Вот таково приходится ребенку, которому дают то, чего он не любит. И травма от этих детских горестей этой
безысходной несправедливости, остается на всю жизнь! И в подсознании осядет,
и вам еще так или иначе аукнется, будьте спокойны. Прежде чем в конфликте настаивать на
своем — взвесьте, одинаковое ли значение это имеет для вас и для ребенка. Для
него не пойти к друзьям — все равно что всем коллегам
дадут медали и пригласят на банкет, а вас обойдут. Недельная депрессия и
вечная обида. При этом — при этом вот какая вещь...
Как и взрослые, дети больше любят тех, кто — по справедливости — наказывает.
Не спокойно и взвешенно, а в сердцах, пусть сгоряча, но из глубокого, несдержимого неравнодушия к ним, к их поступкам. Нельзя
вовсе без скандалов, обид, слез и примирений — главное чтоб конец был хороший и
справедливый. Любви без эмоций не бывает. Сплошное балование
и благодушие всегда воспринимается как некоторый оттенок слабости и равнодушия,
а от родителей ожидается совсем не это. Потребность в лидере, в надежности,
защищенности и обязательно силе, даже если порой эта сила направлена на тебя —
есть неотъемлемая часть любви к родителям. Потребность в наказаниях и ограничениях
тоже существует — это исконная человеческая потребность в отрицательных
эмоциях. Если дети никогда не плачут — это не есть показатель правильных
отношений. Есть потребность плакать! — и должен быть найден повод к ней! Так
пусть это будет правильный, благой повод. Молодость — это много чувств и мало
опыта; из чего все и следует. С полным созреванием организма
жизненная энергия достигает максимума. К 20 годам жажда переживаний и действий
разрывает человека. Я лично в 20 лет мечтал завербоваться
в Иностранный легион и отправиться воевать куда угодно за что угодно. Но такой
возможности в СССР не было, поэтому я шлялся по
полудиким окраинам империи, хватаясь за экзотические и трудные, порой опасные,
занятия вроде профессиональной охоты в Арктике или ковбойства
в алтайских горах. Тезис о счастливости
молодости выдвинут людьми пожилыми, и не от большого ума (но это уже будет к
разговору о старости). В молодости больше и счастья, и горя. Известно и понятно, что: озорство, хулиганство, задиристость,
драчливость молодости — проистекают из необходимости приложить куда-то кипящую
энергию. Это нормально. Друзья романтичного Ромео вспоминают, как задели,
вызвали на дуэль и прикололи прохожего просто от нечего делать, для
развлечения. Шалопай — это молодой человек, и ему
многое простительно. Сорокалетний шалопай — это идиот и
мелкий хулиган, он несимпатичен, его поведение неуместно; юноша ищет свою судьбу, свое место в
мире, хочет путешествовать и познать все. Младший сын садится на коня и ищет
долю в дали, сражается с тиранами и драконами, женится на принцессе и занимает
вакантный трон. Совершает максимум того, на что способен; надо вовремя перебеситься. Немецкий
студент гордился шрамами от дуэлей, нажирался водкой и
пивом, дрался со стражниками и соблазнял девиц. В тридцать лет ему полагалось
жениться, найти себе достойное занятие и остепениться в качестве полезного и
уважаемого члена общества. Энергия сброшена, удовольствия получены, опыт
приобретен, пора работать, теперь наступит черед твоих детей. «Надо повеселиться в молодости, как
черт, чтобы в старости работать, как дьявол», — сообщил Вольтер (разница между
чертом и дьяволом в этой формуле мне всегда была не совсем ясна). Седой и
великий Чарльз Дарвин отвечал журналисту: «В студенческие годы в Кембридже я
входил в компанию молодых людей, с которыми мы проводили время в пирушках,
карточных играх и развлечениях. Казалось бы, сейчас, на склоне дней, я должен
сокрушаться об этом столь драгоценном, совершенно бесполезно потраченном,
утерянном для работы, для науки, времени. Но друзья мои были такие милые юноши,
нам было так весело вместе, что и поныне я вспоминаю это время с наибольшим
удовольствием». В молодости чувства острее, вот и
счастье с горем,— понятно. В молодости делаются главные дела — создание семьи,
завоевание своего места для начала пути, — понятно. Но почему молодость великодушнее,
благороднее, щедрее старости? Почему более склонна к
идеалам? Почему чаще совершает самоубийство? «Глупость молодости» придумана глупой
старостью. Все великие открытия в теоретических науках делались молодыми людьми;
спросите у физиков, они вам расскажут, все гениальные идеи приходят в голову до
тридцати, а после — инерция. Старые шахматисты не тянут против молодых. Память
лучше, соображение быстрее и богаче, и тесты это отлично иллюстрируют. ///зрелость - это замена идеальных
величин реальными/// Потому что молодость в основном, не
набравшись опыта, имеет дело не с реальными величинами, а с идеальными. «Ничто в жизни не бывает ни так
хорошо, ни так плохо, как люди обычно себе воображают», — писал Флобер молодому
Мопассану. Рисуя в вожделеющем воображении
любовь, карьеру, дальнюю страну — и впервые познав это реально, молодость обычно,
кроме прочих чувств, испытывает некоторое разочарование: «Как, и это все?..» Как только идея обретает реальность,
она неизбежно несколько «портится» — в чем-то недотягивает, в чем-то изменяется,
в чем-то приобретает неожиданные черты или детали. Или кожа недостаточно
гладкая, или аудитория недостаточно просторная и сияющая, или слава оказывается
обыденной суетой, трудом и грызней. ///перебеситься — значит избавиться от
соблазнов, последовав им/// (человеку
свойственно стремиться самому познать, каково то или это. Умозрительная информация, полученная
через кого-то, здесь мало что дает. Познать надо ощущения,
т. е. пережить самому.) Все это потому, что у молодости есть
больше нервных клеток, и работают они мощнее. Сильнее инстинкт жизни — сильнее
стремление к самоутверждению! Благородство, щедрость, великодушие — расписка в
своем внутреннем превосходстве. Самой дорогой монетой — отказом от
внешних благ ради внутреннего ощущения своей значимости — платит молодость за
осознание своего превосходства в какой-то ситуации. Как справедливо заметил умный Бальзак:
«До 30 лет некоторым людям еще можно верить; но после 30 верить нельзя уже
никому». (Крушение
старости — это частность. Ничего принципиально нового. Так создан мир.
Да многое уже и прожито. Да не так уж все и было идеально. Крушение молодости — это крушение
мира. Крушение Вселенной. Мало того, что рушится вся жизнь —
много-много счастливых лет впереди, наполненных познанием, ощущением, всеми
теми деталями, которые и есть жизнь; это подобно «принципу домино», рушится не
одна костяшка, а весь длинный ряд их — поездки, новые квартиры, покупка вещей
и мебели, премии, праздники, рождение и выращивание детей и внуков, походы в
театры и кино, — рушится вся длинная линия судьбы. И все это было
идеально хорошо. И все это было еще не познано, не прожито, не совершено!!! Вот
что такое облом молодости. А вы говорите — счастливый
возраст...) Ощущение и сознание своих сил,
возможностей, времени впереди позволяют молодости быть благородной и великодушной
— «я еще все успею сделать себе, наверстать, иметь». И кроме того, молодость более
самодостаточна, чем старость. Веселье, беспечность, привлекательность,
общительность делают нужными для нее меньше вещей, чем нужно старости. Друзья
уважают, девушки любят, о здоровье и не думаешь, сам себе нравишься,
возможности впереди и выпить можно — чего еще. От богатства бытия своего
молодость щедра. Кроме того. Человек редко доволен
своим положением. И редко полностью доволен собой. Но
старец себя уже знает и с собой свыкся, примирился. А юноша нет. А в воспитании всегда присутствует
какой-то идеал. И юноша куда более стремится к этому идеалу, чем старец. Он
более переделыватель
мира, чем старец. И внутренне он самоутверждается
через приближение себя к идеалу, он являет сам себе, что он значителен. Он обычно ведь думает о людях лучше,
чем они на самом деле. И даже не потому, что сам очень хорош. Он часто полагает
других лучше себя! Они ведь в его глазах ничем не проявили себя с плохой,
недостойной стороны (конкретные люди, пока), (пусть даже просто случая не было
— в том и особенность молодости, что мало еще было случаев увидеть людей в разных ситуациях — еще не
съеден с другом пуд соли). Он более соотносится с идеалом
поведения — потому что избыток энергии определяет для него большую значимость
идеала, чем для человека вялого: он более в состоянии стремиться к чему-то, а
идеал — как раз ориентир стремления. Он более самолюбив, для него больше
значит публичное поражение, публичное свидетельство его несостоятельности:
самоутверждение! Почему так силен и всеобщен
пресловутый подростково-юношеский конформизм — одеваться как все,
разговаривать, вести себя, проявлять и культивировать те качества, которые
ценятся в его среде, группе, команде? Взрослые кривятся: вы инкубаторские,
никакой индивидуальности, и т.п. Глупости! Во-первых, относительно сверстников
оценивает свою значимость молодой — а ценности и условные критерии задает не
он. Во-вторых, самый сильный или богатый и
так утвержден. А слабый, некрасивый, бедный? Он утверждается через свою
принадлежность к стае, утверждается в силе через то, что лишь часть ее большой
силы — и старательнее других блюдет ее законы: моду, словечки, обычай; он рьян
и ревностен в этом. «Шестерка», шелупонь,
но по всем приметам — такой же крутой, как вожак, имеет право на защиту своих,
на страх врагов. В-третьих, идеалы общества вообще —
размыты и весьма абстрактны, да и видишь постоянно, как сами взрослые носители
и насаждатели этих идеалов их не соблюдают. А идеалы
своей стаи — просты и конкретны! А без идеалов — никак: идеал — это то, что нужно
внутренней энергии, чтоб переделывать, это свидетельство того, что нет
равновесия, нет неживого покоя между тем, что есть — и тем
что должно быть. В-четвертых,
молодежная мода противопоставляет себя взрослой: мы — есть! другие,
значительные, заметные, и делаем не то, что уже сделали вы. У молодости есть еще одна характернейшая особенность. Многое, что она видела,
испытала, знает, она не понимает. Картины конкретной несправедливости, скажем,
не складываются в картину общей несправедливости страны или системы: молодость
обычно полагает, что в целом все неплохо, если ее так учили. Молодость может
совершить жестокий и несправедливый поступок, не отдавая себе отчета в сути
своих действий: высмеять кого-то, сурово решить чью-то судьбу, и вообще рубить
сплеча. Если эгоизм зрелости сознателен,
зрелость обычно отдает себе отчет в своих поступках, то эгоизм молодости часто
бессознателен: она уверена в своей правоте просто потому, что ей некогда
задумываться. Потребно скорей лететь дальше и познавать все. Жадная до прямых ощущений молодость из
нескольких решений обычно принимает то, которое позволяет ей более
самоутвердиться непосредственно здесь и сейчас, через само принятие вот такого
именно решения. (Отсюда благородство, болезненное самолюбие, обостренная соревновательность.) Не потому, что хочет сделать себе
лучше, а кому-то хуже — а потому, что именно вот такое решение позволяет ей
сейчас чувствовать себя человеком, значительной по сравнению с другими
личностью. Не-ет,
молодость не бездумна, она постоянно занята самоанализом — и ее ощущения
настолько сильны и многочисленны, что чуть не полностью занимают ее сознание,
и другие люди ей уже менее интересны, и потому менее понятны. И то сказать —
созревающий или только что созревший человек познает себя, разбирается в себе,
своих реакциях, своих чувствах и сознании, — и только потом все больше начинает
разбираться в окружающем мире, в других людях. Молодость неизбежно субъективнее
зрелости или старости. Именно поэтому со своим мощным и
свежим интеллектом, созревшим полностью к шестнадцати годам, она может совершать
гениальные вещи в точных науках или искусстве в двадцать с небольшим лет, как
только наберется какая-то необходимая информация и станет возможной постановка
задачи,— но быть девственно глупой в понимании важнейших жизненных проблем.
Это называется: «Жизни ты еще не знаешь...» Споря с тем
порядком вещей, который навязан ей старшим поколением, она спорит по
частностям, — но в целом картина мира, вложенная в нее при воспитании и
образовании в детстве и ранней юности, остается прежней: для самостоятельного
пересмотра не было еще времени, нет знаний, а главное — нет еще возможности к
анализу окружающей жизни: она занята анализом своего сугубо внутреннего «я», а
надо еще скорее
выпить, покуролесить, купить модную тряпку и потанцевать. Если молодость даже бунтует «против
всего», бунт ее все равно базируется на вложенных с детства вещах: счастье,
справедливость, удальство — т.е. ей может категорически не нравиться этот
мир, но она придерживается одной из трафаретных, заемных, готовых схем его
устройства. Озорство и безоглядность молодости —
это примат ощущения над анализом. Романтика Романтика — это вариант желания жить
не так, как ты живешь. По сути — это аспект сенсорного голода, потребность в
новых и более сильных ощущениях, которые всегда сильнее в молодости. Что безусловно полагается достижимым через внешние
впечатления и собственные поступки. Романтика — это не здесь и не так. Обычно это — далеко, непривычно, ново, очень часто — трудно и
рискованно, опасно. Это преодоление трудностей и испытание себя в них. Романтика — это стремление к свободе,
осуществление свободного выбора. Романтика — до крайности показательный
случай того, что все дело не в вещах, а в нашем отношении к ним. Для благополучного
горожанина в столице жизнь лесоруба в далекой тайге весьма романтична. Да еще
если палатка, костер и так далее. Для профессионального лесоруба же, который
вынужденно довольствуется палаткой вместо дома и костром вместо газовой плиты,
ничего романтичного в этом нет, есть только привычные и обыденные неудобства.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких,
стирка и готовка — трудоемки. Постоянный груз житейских проблем. А главное —
все кругом всю жизнь так живут, нормальной жизнью, и другой не знают. И
сказочной романтикой ему представляется жизнь в большом далеком городе, где он
никогда не был: огни, бары, метро, чистота и люди со всего мира. А пальмы, а берег южного океана?., о!.. Влажная духота, царапины гниют, москиты как шилами тычут. И та же жизнь, как везде,
те же проблемы, грязь, труд, деньги, болезни, склоки. Романтика папуасов и эскимосов — жизнь
друг друга. Там хорошо, где нас нет. А если где
есть, то это ненадолго: попервоначалу, пока не обвыклись, пока экзотика в
новинку и в охотку, свежие впечатления захватывают и
достижение мечты сердце греет. Уж верх романтики — белый парусный
корабль в синей дали. Ну, влазь на борт, ступай в
кубрик. Черт... Паруса вообще-то не совсем белые, они серовато-желтоватые,
грубая вылинявшая холстина. Смолой и дегтем пахнет. В кубрике темновато и
тесно, пахнет несвежим бельем и потным телом. Все отсырело, преет, просушки
требует. Краска облуплена, под ватерлинией осклизлые водоросли наросли,
тянутся. Теснота, жратва
однообразная, народ хамоват, офицеры звери, отношения напряженные,
несправедливые, устают все сильно. Тяжелая жизнь, и все как везде. Романтика — жажда иной, лучшей доли.
Там — это как бы антиздесь: все, что здесь не
устраивает, там воображается не таким. Но понимание этого ничего не меняет.
Все равно хочется. Почему? Романтика — это идеал существования:
борьба, свершения, открытия, приключения. А наличие идеала означает, что человек
не удовлетворен нынешним существованием, что есть разрыв между тем, что он
есть и имеет — и тем, что он хотел бы мочь. Это следствие и свидетельство
избытка сил и возможностей. Это энергетический потенциал человека. Маяк возникает только там, где есть
импульс к движению. Отсутствие романтики в молодости
говорит только о незначительности личности. Вялости, неэнергичности,
лени, низкой потенции. О малой жажде жизни, о неинтересности. Здравое благоразумие молодости — это
природное убожество. Если умелый, сильный, предприимчивый
человек в юности мечтает только о личном благополучии, делает деньги, покупает
машину, строит дом и основывает банк, а мечтатель-романтик остается в
результате у разбитого корыта — это не означает преимущества первого. Кто-то
первым кидает мысль, намечает направление, глупо прёт в неведомую даль,
надеется сначала и плачет
потом — тo мостит собою дорогу к тому, чего
раньше не было. Он наивен и нерасчетлив, но ловит несравненный кайф, ставя на карту свою жизнь в вере на огромный выигрыш!
Вот с романтиков и авантюристов любое движение и начинается. Это аристократы
духа. Но чаще отчаянные романтики в свой
срок становятся отчаянными прагматиками и, направляя энергию в деловое русло,
оставляют позади тех, кто раньше начал. Зрелость Возраст с 30 до 45 лет. Уже все
знаешь, еще все можешь и всего хочешь. Если в наше время низкой рождаемости и
высокой продолжительности жизни пятидесятипятилетнего человека могут назвать
«находящимся в расцвете сил» — это смесь комплимента, утешения, лицемерия и
глупости. Врачи и спортсмены знают, что после 30
замедляется нервная реакция, уменьшается скорость сокращения и выносливость
мышц, понижаются обменные процессы. Спортивные результаты и медицинские
приборы — объективные показатели. Конечно, Горди
Хоу до 50 играл в хоккей, а Бобби Чарльтон
— в футбол, и это по классу чемпионов, а Джо Фрэзер в
37 отыграл титул чемпиона мира по боксу в тяжелом весе, но эти исключения — за
счет профессионализма, опыта, техники, режима постоянной тренировки, которыми
компенсировалось снижение силы и быстроты. После 45 начинает уменьшаться рост за
счет межпозвоночных хрящей, ослабевает зрение, набирает ход атрофия и перерождение
тканей, ослабевают функции органов и т.д. Человеку кажется, что по части
мыслить он еще ого-го, но
озарений больше нет, и интеллектуальная выносливость уже не та. Шахматисты в
этом возрасте знают, что после четырех часов игры пятый час партии в полную
силу они уже не тянут, устали. Вольтер, Гете, Раушенбах
и в 80 думали и работали отлично. Но это люди исключительной интеллектуальной
потенции, которые тянули за счет огромной пожизненной тренировки и меньшими,
короткими дозами, а все вершины взяли до наступления старости. Шекспир написал все лучшее с 31 до 37
лет — от «Ромео и Джульеты» до «Гамлета». Дюма
написал «Трех мушкетеров» в 42. Толстой делал «Войну и мир» с 35 до 40.
Шопенгауэр завершил «Мир как воля и представление» в 32. Ницше написал все до
45, Спиноза в 45 умер. Французскую революцию делали
30—40-летние люди. Наполеон был владыкой Франции и Европы с 30 до 46. Такие орлы-авантюряги,
как Фрэнсис Дрейк или Генри Морган, вскоре после 50
умирали от пневмоний и лихорадок. Все главное было давно сделано. А
сопротивляемость организма уменьшается... Христу было недаром 33, а многим
ушедшим гениям — 37. По вершинам... Почему во многих странах высшие
должности разрешено занимать только после 30 или даже 35 лет? А в древнем римском
сенате возрастной ценз был определен выше 40? Ну, ясно: опыт, благоразумие,
взвешенность. Что означает: «молодость горяча и
опрометчива»? Что до 30 чувственный, витальный элемент преобладает над сугубо рациональным, внешне прагматическим. А когда речь идет о
судьбах страны, требуется максимум рассудка при минимуме эмоций — это
гарантирует разумность и стабильность. Состоявший из стариков совет старейшин
Спарты обеспечивал неизменную незыблемость державы 700 без малого лет. Думать
им было особенно нечего, страна была мала и проста: не поддаваться никаким
эмоциям, ничего не менять, строго сохранять имеющееся, как завещал Ликург. Когда от обычных винтовок перешли к
полуавтоматическим и автоматам, понадобилось уменьшить мощность патрона, чтобы
отдачей-перезарядкой не разбивало скользящий затвор, а уменьшенной мощности
порохового заряда и так хватало для прицельной дальности и убойной силы, это
уменьшение с лихвой перекрывалось скорострельностью, если брать эффективность
оружия. Хотя результаты одиночной стрельбы из обычной винтовки лучше. Так и
возраст... Соображает зрелость отнюдь не лучше
молодости. Знает — больше. Испытала больше. А сила ощущений — меньше, энергетика
— ниже. Это позволяет в большем объеме видеть и представлять задачу,
предвидеть причины и следствия, и не дергаться по пустякам. Молодость чаще предпочитает получать
ощущения через удовольствия «напрямую» — секс, алкоголь, игры, развлечения,
новые впечатления от путешествий. Зрелость, с понижением ощущений, понижением
энергетики, как бы «сбрасывает излишек» и скорее предпочитает внешние
действия, будь то управление, политика, строительство, создание и обретение
материальных благ и т.д. Те есть все большая часть ощущений
приходит через рациональный аппарат. Радость и горе через сознание
своих действий. Потому и полагалась всегда «порой созидания». Условно говоря, «обструганная» энергия
«направляется в полезное русло», и на таком, вполне высоком, уровне работает
лет пятнадцать. Отцы и дети Не было в истории страны более
процветающей, чем Америка в шестидесятых годах XX века. Изобилие: каждой семье
дом, пара автомобилей, груды еды и склады одежды, высокие заработки и низкие
цены, возможность так или иначе любому получить любое
образование и заниматься любым делом, и так далее. Короче, вот он, наступил
Золотой Век. И молодежь, вступая в жизнь, имела
перед собой неограниченные возможности. И что же она — была счастлива и
прочувственно благодарила старшее поколение за создание дивной базы для
прекрасной жизни? Большая фига! В шестьдесят восьмом году грянуло во
всю силу движение хиппи. Грязные неряшливые юнцы обоих полов не желали учиться,
не желали работать, потребляли наркоту, демонстративно совокуплялись на улицах
и скверах и заявляли: «Мы в гробу видали ваше общество процветания, ваши
лозунги порядочности и добросовестной работы, вашу благополучную семью и ваши вонючие деньги! Подите от нас
прочь, мы вас презираем; мы не знаем, может быть, чего мы хотим, но мы не
хотим жить так, как вы!» При этом исправно сосали деньги из государства и
родителей. Государство и родители несколько
растерялись. «Какая же у вас все-таки позитивная, так сказать, программа?..» —
виновато спрашивали они. — Люди должны
быть друг другу братьями, жить надо в любви, производить и потреблять излишние
ценности ни к чему, гонка за должностями и престижем бессмысленна, вы делаете
людей несчастными, а мы по взаимной склонности совокупляемся с кем хотим,
потребляем марихуану и ЛСД для удовольствия, постигаем сущность мира через
дзэн-буддизм, братски и бескорыстно помогаем таким же, как мы сами, никому не
приносим
вреда, никого ничему не заставляем, это и есть правильная и настоящая жизнь,—
отвечали великовозрастные дети. Они рожали коммунальных детей в
грязных трущобах и хором их «воспитывали» по своему разумению. Они пытались
коммунами переселиться на сельское лоно и затевали дикие фермы, где могли
засеять поле манной крупой, полагая, что из нее вырастет готовая манка на
стеблях — такова была наивность. Психоаналитики пытались найти корни их
бунта в сексуальной подавленности в детстве, нормальные люди вздыхали: «И чего им не хватает», а самые простые ругались: «Зажрались! горя не мыкали, не
знают, почем хлеб достается». Американский культ успеха в
зарабатывании денег сыграл с Америкой скверную шутку. Брызжущая энергией
молодежь не смогла найти достойное, полное применение своим силам. Быть еще
одним богачом, директором завода или сенатором, — мало чести и интереса для
того, кого удовлетворили бы настоящие трудности, подвиги и открытия. Мир
освоен и заселен, все налажено и окультурено, поставлено на поток и приспособлено
к зарабатыванию денег: чего интересного-то? Скука и отвращение завладели
поколением... Им надо было что-то делать! Изменять,
создавать, задвигать свое собственное! А делать было по большому счету и
нечего. А где ты ничего не можешь утверждать —
ты должен отрицать. Где ты ничего не можешь создать — ты должен разрушить. Но ты должен явить себя, свое «я»,
свою волю и значимость. Вот ребята и выступили. По миру шлялись, кварталы и районы столичных городов оккупировали,
испражнялись на газоны и тротуары, затевали драки с полицией и закидывали
бутылками с бензином полицейские фургоны и водометы. Результат? Со временем часть стала
обычными гражданами, часть вымерла от наркомании и вообще сгинула, а самая
малая часть попыталась сохранить свой образ жизни в тихих уголках мира, живя за
счет разнообразных подаяний и мелких приработков. Плодов это искаженное дерево
не дало. Это, пожалуй, самый мощный и массовый
образец конфликта поколений в негативном аспекте: «Долой вашу жизнь, долой
ваше все, мы будем иначе». Этому поколению перед лицом следующего нечего было в
свою очередь отстаивать и передавать, созидательный момент практически
отсутствовал. Но тут, значит, общий уровень
богатства общества позволял жить и выпендриваться
сотням тысяч бездельников. А уровень образования и информатики позволял хоть
как-то теоретически обосновывать свои действия. А если общество глубоко патриархально
и темп материального прогресса столь низок, что на протяжении жизни двух -
пяти поколений вообще незаметен, как в Средние века, или у ведших натуральное
хозяйство горских народов? Если уклад неизменен и таковым представляется, дармоеды невозможны, мораль строга, закон прост и жесток? Тогда протест, отрицание уже имеющегося, носит характер чисто психологический, семейный,
родовой. Подросток мыслит свою будущую жизнь в уже имеющихся рамках: он создаст
свою семью, будет воспитывать своих детей по обычаям, построит дом, будет
пахать свой участок, — а куда денешься, иного ничего нет. Он спорит по мелочам,
в которых может и не разбираться, он критически воспринимает старших, их поучения
и привычки, он жаждет самостоятельности. Что мы слышим во все века? Что
молодежь хуже, чем раньше. Еще бы. Мы своим умом и трудом плюс наследие
предков дошли до того-то и того-то, и по опыту знаем, что лучше и правильнее
всего думать и поступать так-то и так-то, это же для нас просто очевидно, а они
несогласны! А раз лучше-то по жизни выйти не может,
то иначе — значит хуже. В общем — старшие всегда являют
сохраняющее, консервативное начало, а молодые — новаторское, отрицающее и
развивающее. И корни этого — не в правильном или неправильном устройстве
общества, семьи, государства, не в уме-глупости или добродетели-порочности
родителей, а в том, что повышенная энергетика юности требует самореализации,
самоутверждения. А во взглядах и действиях это проявляется: я что-то значу, от
меня должно что-то зависеть, я что-то должен изменить, благодаря самому моему
существованию что-то должно быть не так, как есть, как было бы без меня. Только
и всего. Дай им волю — они тебе наворотят, сто лет не расхлебаешь! Пока сами не убедятся,
что все в общем было верно, и не начнут делать то же
самое. А не давай — и вырастет со всем
согласный тюфяк, который на истины твои не замахнется, пороха не выдумает, и
станет благонравно таскать сучья в пещеру, где вы до сих пор живете всем
племенем. Но это — крайние, так сказать
идеальные результаты «чистого опыта». В жизни это повсеместно принимает форму
семейных драм разной степени накала и разного калибра летящих слез и искр. А
когда непокорный сын, не уступив, грохает дверью и выскакивает в никуда, то
остывший, успокоившийся и впавший в элегическую задумчивость об устройстве жизни
отец с оттенком мазохистского удовлетворения и уважения произносит: «Характер!., весь в меня». Иметь собственную точку зрения и
настоять на ней — вот вся суть конфликта. А об чём
спич — дело десятое. Не стрижено, а брито! и плевать, кого бреем. «Конфликт отцов и детей» — обязателен
и закономерен, как прорезывание зубов. Дети — продолжение родителей, и детское
отрицание — продолжение и развитие родительского утверждения. А поскольку
хозяева жизни, родители, в основном занимают позицию утверждения, то детям
остается в основном позиция отрицания. Молодой делает свой шаг вперед. Где перед — черт его знает. Но явно не здесь, не на этом же месте.
Шагаем! Еще одна вещь. Старшие не идеальны, и
жизнь их не идеальна. Улучшить!! Молодые судят старших с позиций идеальных
возможностей, всех сложностей и трудностей на своей шкуре они еще не познали:
совершенно естественно, что со многим они не согласны и желают сделать иначе. Своя мода, свой жаргон, свои манеры. И
— ниспровержение авторитетов, все истины пробуются на зуб. С замечательно
наглой уверенностью молодость замахивается на все. Так движется история, так развивается
человечество. И начинается с того, что ребенок не желает делать то, что ему
говорят, упрямый спорщик. Но это все больше об инициативе детей;
так ведь и отцы хороши! Вот делает молодой что-то, что к старшим не относится,
сам делает, для себя, по своему разумению. А вот тебе совет, а вот тебе
указание. Какое вам дело, оставьте меня в покое! Увы — старшее поколение тоже самоутверждается, ему тоже до всего есть дело, оно тоже
хочет, чтоб все делалось по его представлениям. И ломаются копья дураков по поводу одежды или музыки. В конкретных отношениях всегда ищется
компромисс и взаимопонимание, лад в семье. Но в принципе это ничего не меняет:
полное согласие принципиально недостижимо, каждый хлебнет из своей чаши радости
и горя. Бывали века родительского диктата, когда супротив пикнуть не смей,
ходи по струнке замуж за кого я укажу. В нынешней Америке — противоположность:
«автономность» комнаты, максимум свободы, а в восемнадцать — вообще можешь
сваливать и жить сам как хочешь. О результате «свободы» говорилось в начале
главы, и масса родителей в 68 незабвенном году вздыхала о жестоком зажиме патриархата,
видя буквально гибель повзрослевших детей... Изменение
характера с возрастом Кто ж не знает, что характер с
возрастом меняется. А прямее сказать — портится. А почему, собственно?.. По достижении некоего пика зрелости —
лет 37—40 — в человеке вдруг начинают нарастать негативные эмоции. Все более он
начинает переходить от оптимизма к пессимизму: не то чтобы менялось
мировоззрение, но любое событие все больше является поводом для отрицательных
эмоций, нежели положительных. То, что в молодости явилось бы поводом для
радости и ничего больше — с возрастом может вызывать вздохи и печаль, под
разными соусами: поздно произошло, мало платят, недостаточно уважают, и вообще
включаются ассоциации на тему: жизнь горька и несправедлива и люди сволочи. Что немало отравляет жизнь себе и окружающим. Окружающие говорят: да у тебя все
хорошо, да ты и сам еще ничего, да чего ты кривишься — ведь произошло хорошее.
Да, кисло отвечает убеждаемый, действительно
хорошее... но немножко не так, и немножко не тогда, и вообще все это немножко
не то. Жизнь может быть той же самой или даже идти на подъем — а вот отношение
к жизни меняется, «идет на спад». Молодости не нужны причины для радости
— в том смысле, что радость — ее дежурное состояние, и поводов всегда будет
полно. Выспавшийся человек открывает глаза с хорошим настроением. И даже если
груз на душе лежит — он еще сначала должен вспомнить, проснувшись, про этот
груз, а пока не вспомнит — настроение хорошее. Старость спит плохо. Она ворочается в
постели и припоминает былые несправедливости и обиды. Боже! — вдруг вылезает
из памяти то, что казалось давно забытым. Вдруг бешеное раздражение вызывают
сущие мелочи давно прошедших лет. А через неделю они сменяются другими
древними мелочами. Таки у вас невроз? Можно сказать про перспективу
молодости и близость смерти в старости, силу молодости и слабость старости, про
износ нервных клеток, которые не восстанавливаются,— это не ново, но ничего по сути не объясняет. Правильнее говорить даже не о старости
— под старостью обычно представляют седину, немощность, смирение, покой,
воспоминания и какой-то уровень стабильности жизни: уже ничего нового не будет,
можно на солнышке тихо радоваться бытию. Правильнее говорить о пути с вершины:
жизнь вполне продолжается и внешне даже может идти на подъем по «закону
эскалатора» в карьере, но силы и личные возможности идут на спад; а это процесс
постоянный и непрерывный. Молодость активна, и активно ее
отношение к жизни. Ее желания могут реализовываться в большой мере. Ее жизнь в
своей будущей покуда несовершённости
и неопределенности огромна и прекрасна. Ее самоутверждение тяготеет к экстенсивности:
совершать, изменять, реализовывать. Она рвется вперед и вверх, ища и торя пути,
и любое событие склонна рассматривать с точки зрения победы — этапа на пути к
главным победам. Поэтому она не мелочна, не злопамятна, не мстительна. Каждое событие может иметь для нее
положительный смысл — даже как приобретение отрицательного опыта, полезного на
будущее. Цель высока и далека, жизнь впереди длинная, и смысл событию придает
именно разворачивающаяся великость всей системы и структуры настоящих и будущих
поступков. Любое событие работает на более общее пространство жизни и усилий. Старость слабеет. Меньше сил, желаний,
возможностей, меньше интереса к жизни. А жить надо! Хочется. Инстинкт,
потребность. По-прежнему необходимо самореализовываться
и самоутвержаться в максимально возможной степени. А теперь припомним, что нормальное соотношение
потерь наступающих и обороняющихся — три к одному. Обороняющемуся
легче, он врылся в укрепленную заранее местность, и тем как бы равен по силе
действия (противодействия) трем наступающим. Отсюда консерватизм старости. Не могу
уже открыть новое — но тебе, щенку-новооткрывателю, еще могу свернуть шею. Как
бы по индивидуальной силе, по величине отдельно взятого поступка — я еще
значительнее тебя. Нет, это, конечно, не рассудочное стремление — это
инстинктивное, безусловное стремление индивида делать тот максимум, который он
может. Ведь на весах — взять город и отстоять город есть равновеликий поступок
с разными знаками. А силенок-то где взять для действий?
Где нервная энергия, где побудительный мотив, где ощущение, которое требует реализации
в действии? А активное негативное отношение ко всему, чему можно
противодействовать, сидя в своем окопе. Раздражение, неприятие, стремление к
противодействию. Дежурное отношение молодости: все не
так, я это переделаю! Дежурное отношение старости: все не
так, но я не могу это переделать (опыт, забота о детях, малость
сил, плетью обуха не перешибешь, мир все равно не переделаешь). Вспомним, что страдание — это кнут к
действию. Чем меньше энергии — тем больше сил надо мобилизовать индивиду для
действия. Вот страдание — сильное отрицательное ощущение по какому-то поводу —
и заводит старика: давление скачет, предынфарктное состояние, а он все кричит,
слюной брызжет и добивается какой-то ерунды. Ибо он создан не для того, чтобы
беречь здоровье и предельно продлить свое индивидуальное существование, а для
того, чтобы ощущать и делать максимум возможного. Страдание и переживание «ни с чего»
вышибает резервы сил, которые могли бы пойти на мирное тихое существование Но человек не создан для тихого существования, он, понимаешь,
«мятежный, ищет бури»! А буря в первую очередь — это буря в душе, сильные
ощущения. Заметьте: любая весомая и реальная
причина к страданию мигом вышибает у старости мелкие и надуманные поводы
страдать. Смещение доминанты. А поскольку кнут страдания всемогущ и
куда сильнее пряника радости (которая в определенном смысле и есть избавление
от страдания, как долдонил Шопенгауэр) — страдание
есть способ старости ощущать и делать максимум. Я не могу улучшить твою жизнь —
зато я могу ее попортить десятком слов. Старость утверждается через отрицание
— но уже не в силах толком реализовать его через действие: закон... мораль...
сил нет. Очаг возбуждения отрицательных эмоций не снимается, мало снимается. А
как его снять?.. Старость утверждается через критику.
Вот ты что-то делаешь — а я уравниваюсь с тобой и даже встаю выше: тем, что я
умнее тебя и сделал бы это лучше, просто возраст не позволяет, тут вины нет, а
ты слабак. Твой реальный пик я измеряю по своему
прошлому (воображаемому), и мой пик выше. На спуске с вершины нарастает
негативная реакция на раздражители. Что означает: нарастает недовольство
существующим положением вещей. Что означает по сути:
нарастает несогласие с этим миром. Чтоб было хорошо, надо чтоб было как-то
иначе. Нарастает субъективная потребность в том, чтоб мир был не таким, каков
есть. Это подстегивает силы по мере их
убывания, это должно побуждать все больше концентрировать
силы на переделке мира: за счет, так сказать, мобилизации внутренних резервов.
Все старику не так, все ему надо иначе, ну же надоел всем!.. Это можно считать компенсаторной
реакцией центральной нервной системы на старение организма. Продолжай ощущать и
действовать! (Вообще мы имеем
здесь, конечно, интересный комплекс причин: — невроз цивилизованного человека.
Многие проявления отрицательных эмоций вечно сдерживаются законом, моралью,
инстинктом самосохранения, преобладающим желанием достичь своей цели. С
возрастом подавленные желания все меньше и труднее компенсируются рассудком,
волей и другими, отвлекающими желаниями и поступками, и масса подавленных в
течение многих лет отрицательных эмоций начинает прорываться наверх в сознание
— с интенсивностью, никак не соответствующей малости поводов. Недаром есть
присказка у пацанов-хулиганов: «Пьяный мужик страшнее
танка». В драке и на войне никакой пацан не звереет
так, как поживший мужик: да мужик озверел от всей предшествовавшей жизни, вот
он теперь зверство и выдает наружу. Раздражитель, нейтральный или даже
положительный (!), все более воспринимается «подсознанием» как возможность
прицепить к нему и выплеснуть наружу накопившиеся отрицательные эмоции. Ну,
типа: треснул собаку, потому что вчера тебе нахамила
продавщица. <
сравнение
реального события (положительного) с тем, каким оно когда-то рисовалось в воображении.
Поскольку мечта всегда превосходит действительность, сравнение не в нашу
пользу. А ведь в оценке значимых для нас событий мы всегда исходим из сравнения
того, что есть, с тем, что должно быть по нашему разумению. Мы часто и
постоянно обманываемся в своих ожиданиях — ибо ожидаем черт-те
чего, раздутого и раскрашенного рефракцией неопределенной перспективы мечты и
воображения. Должное вечно превосходит сущее, идеал — реальность, и осадок
разочарования печален, отрицателен. <
недовольство
собой: убывают силы, красота, потенция, время жизни с возможностями и
действиями. Человек никогда не может достичь всего, чего хочет, — а с возрастом
все меньше иллюзий, что «когда-нибудь» он добьется всего, т.е. будет абсолютно
счастлив через достижение внешних факторов: возникает комплекс хоть
частичного, но «поражения в жизни». Увеличивается роль такой негативной формы
самоутверждения, как зависть. И этот отрицательно-эмоциональный комплекс тоже
проявляет себя при касании внешних раздражителей в сторону негативной реакции —
строго говоря, не «на» раздражитель, а «в связи» с раздражителем. <
и
это все входит в базовые потребности в ощущениях, самореализации,
самоутверждении, суммируясь в итоге.) Но действовать трудно и как бы не строго обязательно, а от ощущений никуда не
денешься! Грузнеет человек, мышцы не те, эндокринная система не та, полежать
чаще тянет. Уже не дашь врагу по морде — изувечит;
надо другие способы изыскивать прижучить его, а для этого эмоция должна быть
стойкой, сильной, а то плюнешь через полчаса — и будешь жить побежденным и
униженным. «Нет новостей — тоже хорошая новость»,
— только старость могла придумать подобную поговорку. Вы чувствуете? Отношение
к нейтральному, возможному, неизвестному еще раздражителю заранее опасливое. Наполучал щелчков за жизнь, теперь лучше спокойно дома
сидеть. Это тебе не молодость, жаждущая новостей и событий. В потребности
ощущений, безопасности и самореализации одновременно старик все более
погружается в воспоминания и воображение, все более находит там точек к
самоутверждению — и одновременно все более неожиданных гадостей и обид, а! Так
это две стороны одной медали — положительные и отрицательные ощущения, под
которые и для которых подводится конструкция памяти и воображения. А в реальности — в общем
получается так: уже нет сил переделывать мир — но все равно еще есть силы быть
с ним несогласным. И невозможность переделать усугубляет это несогласие, оно
нарастает, суммируется, портит жизнь, заставляет страдать — то есть заставляет
по возможности хоть как-то стремиться к тому, чтоб было не так. Рак Страшное такое слово, приговор,
неизлечимость, загадка, глубинная причина неизвестна, и так далее. Дело же обстоит в принципе довольно
просто — не всегда, но в большинстве случаев, поскольку под этим «общим» диагнозом
в его расхоже-бытовой формулировке объединены весьма
разнообразные формы новообразований. За исключением случаев решительно
непонятных, за исключением рака, развивающегося в молодом возрасте как после
травм, так и без всякой видимой внешней причины, рак — это болезнь пожилого
возраста. Суть его в
общем в том, что нормальные клетки заменяются клетками дефективными,
примитивными, «агрессивными» и «жадными», которые не выполняют никакой функции
в организме, активно размножаются, распространяясь из очага возникновения во
все стороны, и довольно быстро лишают организм возможности нормально
функционировать: внутренние органы, сосуды, нервные пути заменяются грубой
«бессмысленной» тканью. В чем дело? Организм — штука настолько сложная,
что, как на всякой фабрике, на каждом большом и разнообразном производстве,
механизм производства новых клеток всегда дает некоторый допустимый процент
брака. Организм зашлаковывается остаточными
продуктами распада пищи, особенно от «тяжелого» питания типа свинины и животных
жиров, — это кроме собственных дефективных клеток. И
вот ОТК и служба контроля организма следит: где там «чужие» болтаются? где
«вредные» и «бракованные»? Лимфатическая система бросается их уничтожать,
печень их фильтрует через себя и перерабатывает, почки их фильтруют и
выбрасывают вон, потовыделительная система
выбрасывает. Короче, организм их убивает, частично по возможности хавает на пищу себе, в основном же выбрасывает вон. И все в
порядке. Но. Но. Фокус в том, что раковые
клетки по сравнению с нормальными очень низко
дифференцированы. То есть примитивны. Вот такие уроды, вроде как урод без мозга, пальцев и т. п. по
сравнению с нормальным человеком. Естественно, что построить такую дефективную клетку гораздо проще, чем нормальную, сложную и
хитро функционирующую. Это как старику Хоттабычу проще создать телефон из
куска цельного черного мрамора, чем настоящий телефон со всей электрической
начинкой, катушками и проводами. Цельномраморный
телефон красивее, прочнее, тяжелее, страшно примитивен по устройству — нет там
устройства, — технологически прост и совершенно нефункционален. Естественно, на создание раковой
клетки требуется гораздо меньше энергии. Меньше труда затрачивается. Чего там
особенно-то строить, в «телефоне без механизма». На ее формирование тратится меньше
питания. А питание разносится по организму довольно равномерно, в том смысле,
что две соседние клетки — нормальная и примитивная — его получают поровну. Отлично, говорит примитивная клетка и
начинает расти быстрее нормальной, ей это проще — абы массу нарастить,
устройство и функция ее не интересуют. При этом она, сволочь, активно
размножается — а что ей еще делать, своих размеров она уже достигла, а питание
продолжает получать. Здоровый организм, энергичный, с
«запасом прочности», с хорошим иммунитетом эту дрянь
выкидывает быстро, сразу. А усталому, ослабшему, старому, который уже много
раз такие клетки выкидывал, много раз себя ремонтировал, уже трудно. Не только потому трудно, что охранно-уничтожительная система устала и ослабла. Не только потому,
что «ремонтный ресурс» подходит к концу. А еще и потому, что такие клетки
строить легче, меньше труда затрачивается. Организм начинает «халтурить» — делает не то, что надо, а то, что легче, что
экономичнее. Почему нормальные клетки начинают
замещаться дефективными? Да, те — жадные,
агрессивные, растут и плодятся быстро. Верно. А с точки зрения всего организма?
А их кормить легче, растить проще, и если «сделать вид», что
ты не различаешь нормальные от дефективных — так ты вроде бы отлично делаешь
свою работу, а труда меньше затрачиваешь. То есть с количеством
образующихся клеток у тебя все просто отлично. Вот, правда, качество дерьмовое, но организм как бы машет рукой: а, черт с ним,
устал я, и так сойдет. Что мы имеем? Мы имеем энтропию
организма, падение общего уровня его энергетики. Все давно согласились, что стресс
является одним из пусковых механизмов рака. А что такое стресс? На уровне
физиологии — это сбой в функционировании, расстраивание слаженности организма
— подобно расстраиванию фортепиано: каждая клавиша дает звук, но мелодии уже
не выходит. А на уровне психики к чему он сводится? А
в общем жить меньше охота: радости меньше, печали больше, ты чувствуешь себя
уже менее в силах переворачивать мир. Падение энергетики, что и наблюдается и
на психическом, и на физиологическом уровне. Ага, в здоровом теле здоровый дух. Операция может помочь — выбросить очаг
гадских клеток вон, а в остальных местах все идет пока в пределах допустимого. А может не помочь — очаг ты убрал, а сил у
организма все равно мало, пройдет короткое время — и повторится та же история в
другом месте. Медикаментозное, химическое, лучевое
воздействие — это лечение болезни как следствия, но без лечения причины. Давить
гадские клетки всеми возможными способами. Способы эти сродни артобстрелу по
площадям. Организм в целом травмируется страшно, нормально работать он в таких
условиях не может. Медицина как бы подменяет своими сторонними, искусственными
средствами то, что он должен был бы делать сам, но не может. И как правило
это дает только временное излечение, временное улучшение, а через короткое
время процесс идет вновь, и не просто идет: всегда уцелевает
незначительное количество самых выносливых и живучих раковых клеток —
низкодифференцированных даже по сравнению со своими уничтоженными
родственницами. И они потом идут в рост. Логично: им требуется еще меньше пищи,
еще меньше энергии, они еще примитивнее, и еще живучее — им требуется только
существовать и размножаться. И организму еще «легче» замещать ими нормальные
ткани, с которыми столько труда и хлопот. Единственный способ кардинальной
борьбы с раком в каждом конкретном случае — это резко поддернуть вверх энергетику
организма в целом. Ну, условно говоря сделали мы это —
что тогда? Тогда помощневшая иммунная система начнет
давить и жрать «чужих» и т. д. А у энергичного
организма не будет оснований халтурить и кормить и ремонтировать свои клетки
«по линии наименьшего сопротивления». Он будет стремиться не «обмануть судью» и
прибежать к финишу, срезав дистанцию через лесочек — а честно стараться идти
первым в группе лидеров, утверждая свои возможности и испытывая от этого удовлетворение:
потому что в силах. Поэтому разнообразные парапсихологи и
экстрасенсы (те из них, кто не шарлатаны, а настоящие) действительно могут
помогать раковым больным, и очень значительно иногда.
Накачать организм энергией! — а дальше он будет работать сам, как здоровый.
Потому что здоровье — это и есть достаточно высокий уровень энергетики. Отсюда
и старая поговорка «Здоровый человек не заболеет». Но парапсихология и экстрасенсорика —
это дело хитрое и туманное, механизмы воздействия здесь мало ясны. А вот случаи
самоизлечения от рака — это демонстрация энергетического принципа ну ужасно же
явная и убедительная. Почему ряд авторитетов-онкологов
утверждает, что «самоизлечения» не может быть, «потому что этого не может быть
никогда»? И заявляет, что, значит, имела место ошибка в диагнозе, и это был не
рак. Просто потому, что это «дискретно» мыслящие люди, которые не в состоянии
понять характер, принцип, тенденцию процесса: они принадлежат к тому большинству
врачей, которые имеют дело с болезнью конкретно, а не с больным человеком и
всем его организмом. В то время как все хорошие врачи (которых меньшинство, как
меньшинство хороших специалистов в любой области, особенно
чем она сложнее) всегда знали, что лечить надо больного, а не болезнь. Сэру Френсису Чичестеру
поставили диагноз «неоперабельный рак легкого» вполне приличные врачи, он был
не нищий и жил не в Монголии. И было ему тогда хорошо за семьдесят: пакуй
чемоданы, приятель. И он купил яхту, и лично ее переоборудовал, работая на
верфи дни и ночи, и пошел в первую в мире одиночную кругосветку. А плевать ему было на все, и смерти он
не только не боялся, но даже вдохновляла его такая возможность: умереть — так
мужчиной в борьбе с океаном один на один, а не тушкой на больничной койке. И он
прошел вокруг света, через ураганы, через пролив Горн у мыса Бурь, и сделал то,
что до него считаюсь невозможным. И вернулся домой здоровым,
к изумлению врачей. В этой удивительной истории, строго говоря, ничего
удивительного: морская вода, морской воздух — и чудовищные физические и
психологические нагрузки. Он шел на победу, любой ценой — и психический настрой
вкупе с физическим так поддернули энергетику организма (а иначе действовать
ему было невозможно, коли впрягся в это дело), что она, помощнев
(и как бы помолодев) «взялась за ум» и, вытягивая экстремальные условия,
«заодно» задавила болезнь, схавала и выкинула из
организма дрянь. Так выздоровел в бегах от
соответствующих органов бывший зек и неслабый писатель Чабуа
Амирэджиби — тоже приговоренный, к раку горла. Так
выздоровел Солженицын, человек фантастически высокого самомнения и фаталистской веры в свою судьбу и предназначение: он был
настолько твердо убежден в том, что ему еще надо сделать великое дело, в том,
что фортуна ему не изменит — что этот настрой поднял его энергетику до уровня,
нужного для задавливания рака. И еще сотни людей с
именами менее громкими. Здоровый образ жизни и экстремальная
ситуация, в которой необходимо победить — вот что может уничтожить рак, не «чудом»,
нет тут никаких чудес, а исключительно через подъем энергетики. Но это уже
вариация на тему: «Человек может все, что хочет, если умеет сильно хотеть». Смерть Жизнь и смерть можно представить в
виде бескрайнего поля мрака, по которому скользит пятнышко света, вроде как от
луча фонарика. И когда новая зона попадает в область света, под лучом начинается
шевеление жизни, рождение, развитие, процесс, пробуждение бесчисленных существ
и вся их деятельность. С передней кромки движущегося светового пятна жизни все
живое постепенно оказывается все ближе к середине пятна, затем — к его задней,
уходящей кромке; и вот пятно света уходит дальше, пробуждая к жизни все новые
пространства, а то живое, что было в нем, постепенно оказывается вне света, в
бесконечном мраке послежизненного времени: замирает с
моментом перехода из света во тьму, застывает, перестает быть различимым,
перестает быть. А луч ползет все дальше, и новые оживающие существа проходят
свой жизненный цикл в малом и кратковременном пятне света, пока оно проходит
через участок тьмы, где эти существа были ничем и в ничто
в преддверии его — и вновь уходят в ничто, когда свет минует их, идя дальше. <
Вся
сложность смерти — в том, что познающее сознание может познать что угодно,
кроме одного — своего же собственного отсутствия. «Когда ты есть — нет смерти,
когда придет смерть — уже не будет тебя!» — воодушевляют командиры бойцов. Как
же, черт возьми, познавать то, чего нет — или познавать то, что есть, но нет
уже самого познавателя. <
Вся
простота смерти — в том, что она удастся любому, и даже без всяких усилий с его
стороны. Этому не надо учиться, и напрягаться не надо: все само устроится. <
Весь
страх смерти держится именно на непредставимости для
сознания этого состояния отсутствия себя. «Оттуда еще никто не возвращался,
чтоб рассказать». И случаи тех, кто вернулся из
состояния клинической смерти, тут ничего не меняют. Ну, сохранила память
некоторых картину света в конце туннеля и вид своего тела со стороны— и что это меняет? Вариант загробной жизни. <
Все
варианты загробной жизни, присущие человеку на всех этапах его истории, есть
умозрительные постройки, причин у которых две. Первое: не в силах познать
состояние отсутствия себя самого, сознание рисует себе состояние смерти как
состояние некоей особой жизни, продолжающей жизнь эту, земную, знакомую, — основываясь так или иначе на законах и представлениях этой
жизни. Второе: инстинкт жизни, избыточный у человека по сравнению с другими
существами, не просто противится смерти, но и пытается через разум найти
какой-то приемлемый выход. А если нельзя победить смерть конкретно, в реальной
жизни, физически, — так можно создать такой ее образ, с которым легче
примириться. Воображаемая загробная жизнь — это следствие нежелания умирать. Загробная жизнь — это интравертное решение конфликта, не разрешимого экставертно. <
Познавая
и осознавая жизнь, ребенок — кто в семь лет, кто в десять, темп развития во
многом индивидуален — «пробивается» страхом смерти: невозможностью познать это
вечное и неизбежное в будущем состояние отсутствия собственного бытия,
состояния, категорически противоречащего жажде жить. Это состояние безысходного
ужаса постепенно скрывается под кирпичами и постройками новых впечатлений, ощущений
и мыслей,— но никуда не девается и в той или иной мере помнится всегда. Вот тут примитивные формы религиозных
представлений о «жизни на небе» могут оказать ребенку бесценную услугу,
смягчить травму и примирить с действительностью. Правда, это не имеет отношения
к познанию истины. <
Смерть
как индивидуальный акт имеет две стороны: одна — последнее и важнейшее
действие в этом мире, другая — вступление в «тот мир». Тем миром занимаются вера и религия
(см. «Вера и религия»), и подготовка себя к «той жизни» и обустройство «того
мира» — есть желание жить, ищущее выход и как бы продляющееся в
интеллектуальных постройках воображаемо-желаемой «жизни после смерти». А вот смертью как последним действием
в этом мире занимается вся «философия жизни», которая в каких-то формах есть у
каждого, даже если он вообще не слышал слова «философия». «Смерть есть последний подвиг в
доблестной жизни самурая», — кратко говорит бусидо. Да неважно, что будет
потом — важно то, что есть и останется здесь. <
О
человеке важно знать три вещи: как он родился, как он женился, и как он умер, —
справедливо судит древняя народная мудрость. Примечательно, что в наше время
небывалая публичная откровенность во всем, что касается секса — тема, обычно
жестко табуированная в историческом обществе — сочетается со старательным
умолчанием деталей и подробностей смерти. Мол, как бы это неэтично, нехорошо,
нездоровое любопытство. Телевидение кормит зрителя горами трупов — но правила
хорошего тона предписывают стыдливо уклоняться «мелочей» типа точного диагноза
и сопутствующих обстоятельств. Хотя изустно передаются «неофициальные» подробности. Человеческое острое любопытство ко
всему, связанному со смертью, абсолютно естественно. Какое же событие в жизни
человека может быть значительнее? Какое же событие может дать ощущения более
сильные? Ощущения жаждут информации, а информация, в свою очередь, служит к
возбуждению дополнительных ощущений. Отношение белой цивилизации XX века к
смерти можно назвать ханжеским. По возможности делать вид, что этого нет.
Свести место смерти в культуре к минимуму. Не думать, не говорить, стараться не
обращать внимания. Культура смерти очень многое говорит о
цивилизации. Отношение к смерти есть очень важная часть отношения к жизни
вообще, а отношение к жизни непосредственно связано со всеми действиями. <
Сегодняшняя
белая цивилизация не любит говорить о смерти. (Репортажные сенсации с целью
получения прибылей масс-медиа здесь ничего не меняют — это зарабатывание денег,
бизнес на виде крови, не имеющий отношения к духовным движениям, к осмыслению
смерти и отношению к ней конкретного человека.) С одной стороны, это свидетельствует о
высочайшей степени экстравертности белой
цивилизации: действовать, энергопреобразовывать,
производить и потреблять,— и пусть вся энергия, все мысли и чувства будут
направлены на это, незачем отвлекаться на смерть, коли сам
еще жив. Смерть воспринимается как досадное гадство, очень нехорошая помеха, — а слова, мысли и
действия должны быть о продлении жизни (незачем омрачаться неизбежным). С другой стороны, это свидетельствует
о духовной истощенности белой цивилизации — или, иными словами, об отсутствии
энергетического потенциала (внутричеловеческого,
понятно, а не технического) для дальнейшего роста и развития. Нет больше
ничего, за что стоило бы отдавать жизнь. Вся энергия идет на то, чтоб
продолжать катить машину цивилизации — что для каждого индивидуума обозначает
полностью погрузиться в повседневщину,
работу-карьеру-быт. Это уже не те доблестные ребята
минувших времен, которые почитали достойную смерть венцом достойной жизни, а
угасание в постели — несчастьем, недостойным мужчины. В бою! За победу! За
утверждение себя, своего народа, своего дела, своего идеала! Сегодняшняя белая модель
индивидуальной жизни не включает в себя наличие и требование идеала, к которому
следует стремиться ценой жизни. А что это значит? А это значит, что должное не
очень-то отстоит от сущего; что нет того запаса энергии, который требует
ставить цели, достижение которых забирает все силы и саму жизнь. Ослабление
человеческого напряга. Рассеивание энергии, выдох. <
Бытие
по сравнению с небытием различается настолько, что у врат смерти человек должен
ощущать: да решительно же неважно, как жить, но жить бы; даже увечный и
бездомный нищий — дышит, видит, ощущает, думает, ест, и так мала разница между
нищим и царем по сравнению с разницей между царем живым и мертвым. Тем не менее
лишь отдельные исключения делают своей профессией продление собственной жизни
любой ценой. Человек гробит здоровье и сокращает жизнь часто вполне сознательно.
Он боится смерти, он хочет жить — и все-таки действовать оказывается важнее,
чем жить. <
Смерть
сразу «приобщает к большинству», как выражаются со своим холодным юмором
англичане. Сразу возникает дистанция между мертвым и живым. Сразу человек
превращается в образ, уже не соотносимый и не сравнимый
с ним реальным: все, рядом не встанешь, словом не перекинешься. Сразу
личность и деяния ее встают в единомасштабную систему
всех прошлых деяний человечества. Неопределенность назавершенной
жизни исчезает. Ждать больше от него нечего: можно лишь оценивать то, что уже
сделал. Линейка дошла до второго конца. И «вдруг» оказывается, что кто-то был великим.
Реже — кто-то «великий» оказывается ничтожеством. Смерть проводит через Пантеон каждого,
просто мало кто в нем задерживается. Смерть словно чертой подчеркивает все
деяния ушедшего; все личные мелочи снижают значение; внимание
к деяниям увеличивается, а область оценки переходит из сравнений с ныне
живущими, которых много, которые слитны и связаны друг с другом массами связей,
деяния которых спорны и еще подвержены изменениям,— область оценки переходит к
сравнению с мертвыми, а вот там уже остались только деяния значительные,
мелочи канули. И если деяния ушедшего выдерживают это сравнение — вот
он, «оказывается» (ах, мы ж и не думали!..), великий,
который жил среди нас. Смерть как увеличительное стекло
деяний. Смерть как сито деяний. Смерть как право на равенство с великими прошлых времен. <
Конечно,
Наполеон или товарищ Сталин и при жизни были куда как велики — но здесь было и
влияние бешеной пропаганды и чеканки мозгов. Мы имеем в виду «естественное»,
«самотечное» положение вещей с по
возможности максимальной мерой самостоятельной оценки каждым. <
Если
человек способен отдать жизнь за какое-то дело — значит, его действие было
индивидуально максимальным, его субъективный созидательный акт был
максимальным. Ты можешь не разбираться в его делах — но смерть однозначно дает
тебе понять, что тут как минимум есть что предъявить к
самой серьезной оценке. Если что-то имело для ушедшего
такое значение, что он жизнь отдал, — очень возможно, что в этом действительно
«что-то есть». Уже сама крупность поступка — умереть — внушает уважение и
серьезность; и вот это уважение и серьезность начинают простираться на
отношение к деяниям и всей личности покойного. Смерть прибавляет значительности. Хотя
бы на время. <
Судьба
тоже есть по-своему произведение искусства, воздействующее на окружающих. А
конец — он делу венец. «Концовочку!» — вопит тренер
боксеру. Поэтому так важно умереть правильно и
вовремя. Потомки автоматически подстегивают твою смерть ко всей личности и
делам, воспринимая все в комплексе. А если умер рано — «ушел безвременно»,
— то воображение оставшихся дорисовывает все, что ты
мог бы еще сделать за годы, оставшиеся до какого-то солидного,
среднестатистического возраста, и все несделанное автоматически пишется в твои
возможности, которые были. Представьте
Пушкина, который дожил бы до восьмидесяти, пиша все
хуже и меньше — и вот Лермонтов (тоже долгожитель!), Достоевский, Толстой,
Некрасов оттеснили, задвинули, превзошли. Не та была бы слава, ребята, не то место, и
даже не та оценка. <
Притворяться
можно во всем, кроме умирания. Это все-таки вещь серьезная, а также однократная
и необратимая. Да, тут и видно, кто чего стоит. И становится неприятно за художников,
умиравших трусливо, малодушно, жалко. И уважаешь
жестокого и храброго Миниха, распоряжавшегося на плахе собственной казнью. Надо
уметь умирать, куда денешься; все равно придется. Римляне это хорошо понимали. Замечание на полях: Есть один феномен, необъясненный виктимологией — наукой о жертвах. На огромном материале она
свидетельствует, что непосредственно перед уже неизбежной насильственной
смертью жертва вдруг испытывает пронзительную любовь к убийце. Ничего себе? В
чем дело... Какие чувства владеют человеком под
ножом убийцы? Ужас смерти и отчаянное желание избежать ее
во что бы то ни стало. Дикое желание жить. Сильнейшее, предельно отрицательное
ощущение. Типичная картина такая: Фаза первая. Опасность! Пульс
учащается, адреналин выбрасывается, кровь отливает от покровов, пустой звон в
голове, легкая слабость в коленях: страх — который может перейти в отчаянное
убегание, перелетание через стены, или бешеное
беспорядочное трепыхание в сопротивлении. Либо —
страх парализует, функции разлаживаются от чрезмерно сильного и «хаотично»
отрицательного ощущения. Фаза вторая. Борьба и надежда. Убегание,
трепыхание, сопротивление. Уговоры, мольбы, готовность
на все ради спасения, невозможность поверить в сиюминутную смерть,
невозможность смириться. Фаза третья. Смирение. Опустошенность,
бессилие, обезволенность, послушность. Надежды нет,
возможности сопротивляться нет, смерть очевидна и ты психически к ней уже
подошел. Все три состояния аффективны,
рациональное мышление искажено страхом, эмоции базируются на рефлексах и
доминируют: речь именно о жертве, а не о бойце, противнике, вступающем в схватку.
Хотя и побежденный боец может быть психологически сломлен, и его также можно
привести в состояние третьей фазы, чтобы он ощутил себя бессильным, а
противника — уже не противником, а всесильным убийцей. И тут — происходит смена
психологической доминанты! Ты должен бы испытывать к убийце предельные отрицательные
эмоции: страх и ненависть, злобу и омерзение. А вместо этого — любовь...?! Это сложная трансформация, но
составляющие ее просты. Первое. Субъективный уход от
нежелательной ситуации. Типа: если ты не можешь делать то, что тебе нравится —
пусть тебе нравится то, что ты делаешь. Ты не можешь изменить ситуацию — но она
настолько тебе нежелательна, что ты меняешь отношение к ней, тем самым
субъективно ее смягчая. Еще один аспект того, что во всех действиях человек руководствуется прежде всего ощущениями, и прежде всего
живет в мире ощущений, ему свойственных и потребных. Как будто человек
мгновенно и подсознательно уверяет себя, что все не так плохо и не так
страшно. (Так что не смейтесь над страусом, решающим уход от опасности методом
сования головы в песок.) Второе. Это последняя трансформация
надежды, последняя форма борьбы за жизнь. Он видит, как я
принимаю свою долю, он видит, как я его люблю, он видит, что я заодно с ним во
всем, до конца, я же с ним, за него,— он должен понять и оценить мою любовь и
мое благородство, понять, что я ему не враг, а друг и брат, самый близкий,
лучший и верный, и в последний миг он не станет меня убивать — он
хороший, благородный, добрый, он имеет право убить меня, но может вот сейчас
прекратить, не станет делать этого, потому что он хороший, я люблю его.
Примерно так можно изложить на рациональном уровне это чувство. Третье. Будучи уже
никем, не имея сил воли и рассудка хоть как-то явить свою значительность — хоть
ругательством, плевком, гордой позой, будучи парализован безнадежным
отчаянием и страхом, психологически жертва являет свою значительность себе тем,
что поднимает себя к уровню победителя-убийцы: через любовь к убийце она как бы
уравнивает себя с ним на одной доске, являет себя себе самой значительной и
достойной равных отношений с победителем, ибо сейчас принимать его и
любить его — это единственный способ, ничем не грозящий, от которого не может
быть хуже, но может быть лучше, чтобы даже в предельной слабости, зависимости и
незначительности все-таки явить себе и ему свое достоинство и значительность. Четвертое. Подключаясь с внутренней
готовностью и любовью к действиям убийцы, жертва — субъективно! — делает
максимум того, что она еще может делать: она соучаствует в собственном
убийстве! (Вот, вот что такое инстинктивное стремление к максимальным
действиям, гражданин читатель.) Пятое. Последнее максимальное ощущение
перед смертью — это перегнать предельное отрицательное ощущение в предельное положительное. Животный ужас в любовь. Это
последнее проявление инстинкта жизни на уровне ощущений, это максимум
субъективной жизни, которую жертва еще проживает в последние миги. Шестое. Любовь означает: я все могу
сделать для этого человека. Мои силы и возможности не только для меня лично —
обращая их на другого, я в большей степени переделываю мир, распространяю на
внешний мир свои действия, чем если все делаю только
для себя. Любовь к убийце — это последний порыв индивида к максимальным действиям
в этом мире. Это последнее проявление жажды жизни в безнадежном положении.
Любовь как первопозыв и предоснова
максимальных действий. Седьмое. Любовь и смерть вообще вечно
ставятся рядом. Максимальное положительное и максимальное отрицательное. «Я
так люблю тебя, что хотел бы за тебя умереть». (См. «Любовь».) Предельное
страдание как диалектическая противоположность и единство пары наслаждению.
Ну, так это может возникнуть с «другого конца» — ассоциацию на любовь
пробивает со стороны страдания. И все это вместе может быть
сформулировано: сильнейшее ощущение, превосходя меру и переходя свой предел,
переходит в свою противоположность. … |